2010-11-07

Можем ли мы учиться на чужих ошибках?

Здрасте, это опять я.
На этот раз АБСОЛЮТНО, как я думаю Ваш вопрос , Николь.

Может ли молодой человек (юноша/ девушка) научиться чему нибудь на чужих ошибках, не вляпавшись сам?

То, что я наблюдаю: привожу наглядные примеры своему сыну из своей жизни, их жизни моих друзей, с которыми он знаком, из отношений на работе, а никак ... Пока сам "по носу не получит", не усваивается. Потом, Да , мама, все как ты говорила.

Например, случайно встречаю его с новым приятелем, перебрасываюсь парой дежурных фраз, и отчаливаю. Вечером как бы случайно спрашиваю, что за парень. Получаю в ответ общие фразы, заканчивающиеся дежурным, А что?

Не нравится, говорю , он мне, дежись подальше, не затевай с ним никаких дел общих, КИНЕТ! Мне 100 лет, я женщина и вижу людей хорошо.

Дальше, я думаю все понятно. Леша делает по своему, как же МЮЖСКОЙ ДРЮЖБ, и получает результат ниже плинтуса.

Это такой специальный вид толстокожести и непробиваемости?

Охххххххххх.....:-))) Для начала, я бы сразу убрала возрастной ценз, что это только, мол, молодые люди не могут учиться на чужом опыте. Я вам сходу могу привести примеры двухдневной, недельной, месячной, двухгодичной давности, когда у меня была возможность извлечь пользу из чужого опыта. И каков, думаете, был результат?:-)))) Если вы посидите и повспоминаете, то наверняка сможете выудить что-либо подобное и в своей жизни.:-))) А если нет, то я вам помогу.:-))))

А можно ещё что спросить? :-)) А вот тот опыт, который вы накопили, и который позволяет вам сходу узнавать редисок, он как к вам пришёл? От мамы с папой? :-))) Я бы ооооооочень хотела увидеть человека, который мог бы сказать: "Я всегда слушался советов мамы/папы и делал так, как они говорили." Я думаю такого человека нет!

Как бы было просто, если б мы, например, прочитали в женском журнальчике о чужом опыте, что де не-на-до заводить отношения с женатыми мужчинами, и так бы и поступили. Но на сегодняшний день мы-то с вами знаем, что такие отношения есть....и последствия в подавляющем большинстве именно те, описанные в журнальчике. А книг-то сколько на разные темы! Только читай и учись! Ан нет. Не получается.

В КП на днях появилась хорошая статеечка на эту тему, где объясняется что мы помним, почему и как. Так вот переданный на словах опыт сильно отличается от собственного. Я бы сравнила этот процесс с вождением. Сравните то, чему вы научились, сидя в машине как пассажир, и те знания, которые вы приобрели, когда вы сами вели машину.

То же самое происходит и с любым другим опытом. Теория, опыт дяди Вани и тёти Маши, это одно, а свой - это совсем совсем другое. К своему подключаются ещё чувства/ощущения, ответственность, необходимость нахождения решений. Как у шофёра. А пассажир может расслабиться и спокойно наблюдать какие фортеля выделывают другие машины и как они выходят из положения.

Но свой единичный личный опыт в какой-то области далеко не всегда является гарантией того, что мы не наступим на те же грабли ещё и ещё раз. И будем это делать до той поры, пока мы действительно не сделаем соответствующие выводы и не примем решения, о том что "..больше никогда...". В моём мире считается, что те же самые ситуации даются нам, пока мы не научимся тому, что необходимо знать/уметь, чтобы их избегать или выходить с честью из положения.

С другой стороны, я понимаю, что вам, как маме, так хочется предупредить разочарования и возможные ошибки вашего сына. Так ведь хочется подложить руки, да? Вынуждена вас огорчить: Это невозможно! Ну как вот можно объяснить мокрость воды? Это надо испытать.

А чтобы не дёргаться лишний раз в аналогичных ситуациях, я хочу предложить вам следующее для размышления.

1. Любой опыт, да и результат тоже, сам по себе нейтрален. Плохим или хорошим делаем его мы, наклеивая эти этикетки.

2. Мы не можем научиться жить по теории, нам надо пробовать самим и накапливать собственный жизненный опыт.

3. Самое важное в каждом опыте, как и говорится в вышеупомянутой статейке, это выводы и извлечение науки. Поэтому самые ценные вопросы к самому себе или к другим - "Чему ты научился и как ты  можешь этот опыт использовать в подобной ситуации в следующий раз?"

4.  То, что можно использовать как превентивное мероприятие, это указать на возможные последствия того или иного поведения, и вместе с молодым человеком посмотреть на возможные решения при нежелательном развитии ситуации.

5. И верить, верить, верить в то, что "дитё" рано или поздно выплывет. Само. :-))) Ведь он же у вас научился ходить, да? А тоже ж не умел когда-то...:-)))

10 kommentarer:

  1. Anonym7/11/10

    Спс, Я ТАК И ЗНАЛА.
    Помочь могут только свои собственные родные шишандели!!!
    Светлана

    SvaraRadera
  2. YES!;-)) У вас очень хорошая интуиция и вы сами со многим справляетесь. Но ваши вопросы без сомнения помогут другим людям посмотреть немножко по-другому на разные жизненные ситуации.

    СПАСИБО!

    SvaraRadera
  3. Anonym7/11/10

    У меня еще много что есть в закромах!!!
    Светлана

    SvaraRadera
  4. Могу себе представить...:-))) Только вы не сбрасывайте всё сразу...потихонечку так:-))) Эта работа у меня всё-таки неоплачиваемая:-))))

    SvaraRadera
  5. Anonym8/11/10

    Николь,думала тут думала и наконец придумала...
    Все таки с возрастом мы становимся менее твердолобыми в смысле использования чужого опыта. Т.Е. если результат чужих ошибок очевиден, например, если лопать по батону белого со сливочным маслом в день, то на весы лучше не становиться. Расстройство обеспечено. Но если делать то же самое+ 5 км трусИть каждый день, то может и не так все бу плачевно.
    Хотя тут есть нюанс.
    Не всегда чей то чужой опыт = равен твой собственный результат. Т.Е. по простому, то что получилось в определенных обстоятельствах у одного, совсем не факт, что получится при тех же обстоятельствах у тебя. И наоборот.
    Надеюсь, что моя мысль ясна...скорее всего.
    Светлана.
    PS. Зря Вы мне в этом посте подкинули статью - НАЗРЕВАЕТ ИДЕЯ!!!

    SvaraRadera
  6. ;-)))))))))) Ещё только назревает?:-))) Мне кажется их у вас уже....много, скажем так, созрело:-))))Опять меня в какой ни то угол хотите загнать?:-)))

    Насчёт перенимания опыта в зрелом возрасте я по большому счёту согласна. Только я выразилась бы немножко по другому. Так как у нас уже есть личный опыт, то мы быстрее можем вычислить последствия чего-то. И да, зрелые люди с бóльшим успехом избегают всяких щекотливых ситуаций. Научены.:-)))

    Кыгда-то делали мы небольшую работку по геронтологии и читали очень хорошую книжку о том, почему люди дольше живут, что им надо для хорошего самочувствия и пр. Очччч советую...Токо она на аглицком языке:-)))

    SvaraRadera
  7. Спасибо,Николь за ссылку на статью и ,главное, Ваш пост. Очень мне своевременно пришлось.
    Есть только одно "но". Имея в доме двух твердопробиваемых характера в силу их возраста, иногда НИЧТО их не берет. Ну, не хотят они беседы беседовать....и все тут.
    И я отступаю в бесслии, хотя и вижу последствия.:-(((

    SvaraRadera
  8. Пожжжжжьдите, придёт время и захотят беседы с вами разводить. Пусть сначала своего опыта поднаберутся.:-)) Очччч полезная вещь:-))) А вы дышите и концентрируйтесь на своём душевном благополучии. Оно тоже заразительно:-)))

    SvaraRadera
  9. а я никогда никого не слушала)) ну или слушала то что мне нравилось и ни секунды не жалею, если бы я маму всегда слушалась то не была бы сейчас где я есть, даже не знаю что бы из меня было )
    вот самый простор пример мол а зачем тебе по заграницах кататся, что денег много? а как же на старость копить? а я взяла и поехала где и встретила свего шведа )
    вот может и в какой то момент ваш совет буде ложным хотя в полне логичным

    SvaraRadera
    Svar
    1. Да, совершенно верно, слушать, если вообще слушать, надо только то, что подходит именно Вам. Советы предыдущего поколения устаревают очень быстро, потому как действительность следующего уже другая. И старые думы там не годятся. Даже если они и выглядят "логичными". :-)

      Radera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...