2010-04-15

Последствия непринятия отказа

Ещё несколько лет назад где-то промелькнуло выражение, что русские не умеют принимать слово "нет". Я с готовностью в это поверила, благо ко мне в то время приехал яркий представитель этого феномена.

- Ты представляешь,- кричал феномен,- я предложила ему поужинать, когда он пришёл к нам по делам, а он отвечает "Спасибо, я неголоден". Пока матом не обругала, не пошёл ведь есть.

Её возмущению не было предела. Как человек в здравом уме и твёрдой памяти мог сказать "нет" ужину?

Прошло время. Я особо на эту тему не заморачивалась. А сегодня вдруг, без предупреждения, стало ясно откуда у этого феномена растут ноги.

Ясность пришла после прочтения замечательного поста Алеси Петровны. По её фантастическим зарисовкам можно защитить диссертацию на тему "Феномены русской культуры, которые нужно вышибить в одночасье". Иначе хана.

"Начальник принимает?" - "НЕТ"

Но русский-то человек знает, что "нет" может обозначать всё, что угодно, только не "нет". В каких-то случаях это - "может быть", а в каких-то и "да".

Ведь если прийти с коробочкой конфет/конвертиком с деньгами/комплиментом/цветами, то такое дурацкое "нет" волшебным образом превращается в такое желанное "Да, проходите". И человек привыкает к тому, что если как-то подсуетиться/поканючить/поугрожать, то всё и образуется.

И вот на этом-то русские с этой привычкой и прокалываются заграницей. Ну сказали иммиграционные службы/суд/полиция/таможня "нет", так это ещё ничего не значит. Это они так, неподумамши. По глупости. По незнанию. А вот если им комплиментик выложить, "кака виселичка-то у вас замечательная", или небольшую, но красивую истерику сбацать, то они сразу одумаются и скажут "да". А можно ещё уйти без шапки в ночь холодную, чтоб отказавшему стало стыдно.

То, что остаётся за кадром, это что у каждого "нет" на западе есть обоснование. В России, может у чиновника левая пятка так сказать захотела. А здесь есть какое-то правило/закон/постановление, которое не предусматривает "да". Что касается частных лиц, то проблема чаще всего заключается в нехватке времени и в уже под завязку заполненном календаре.

Мне тут на днях пришлось аж за консультацией обратиться к посвящённым русским людям. Я же тута избаловалась донельзя. Собиралась встретиться с одним шведским приятелем. Три недели назад выбрали день и час. Договорились. И он даже бровку не поднял. Через три недели, так через три недели. Делов-то. За день до встречи случилось непредвиденное. Встречу отложили и опять договорились. И опять ни манипуляций, ни попрёков, ни подкупов.

И видимо для того, чтоб не расслаблялась, судьба послала мне русскоязычный народ. Разница колоссальная. Тута вам и комплименты, может и от чистого сердца, но с продолжением "А нельзя ли...?". И уход без шапки в ночь глухую. Всё по сценарию.

А я, без тренировки-то, стою в недоумении. Чего хотели-то? На что обиделись? Что я не сидела не ждала и не бросилась выполнять желания как только они произнеслись? Или что не отмела всех остальных, чтобы встретиться/услышаться с пришедшим принцем?

А как отвечать на поведение "уйду, пусть тебе хуже будет"? Моё обычное отношение - ну раз вы приняли такое решение, то так тому и быть. А поди ж неправильно. Или правильно?:-))
Чего от меня ожидали-то?

Подобное поведение для меня сигнал - в сотрудничестве/контакте будут проблемы. Неумение принять "нет" идёт часто рука об руку с неумением говорить "нет" другим. А значит человек, вместо того, чтобы чётко сказать "Нет, к сожалению я не могу..." будет юлить, обещать, пропадать, избегать и пр. И так как в мою задачу не входит изменение поведения этих конкретных людей, то я просто прощаюсь с ними. Рано или поздно будут большие сложности.

Те, кто хочет продолжать играть по этим правилам, могут с удовольствием делать это. Но без меня. И всем будет хорошо.:-)

2 kommentarer:

  1. Полностью согласен с выбором отношения к уходящим без шапки в мороз. Мне в большенстве таких случаев помогает фраза от моего папы - "Ты взрослый человек, знаешь что делаешь". Если человек решил психовать, то это его собственное решение.

    SvaraRadera
  2. Очень мудрый папа у вас. Поклон ему.:-) Он очень хорошо знает где ответственность должна лежать.:-)И вам это привил.

    SvaraRadera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...