2016-10-05

Нужен ли взрослым людям диагноз?

В старые времена народу советовали не читать советских газет, чтобы не портить аппетит. Позже люди перестали смотреть телевизор, или по крайне мере новости, чтобы не утонуть в драматических событиях. А мне бы вот надо отучиться от чтения блогов.

Потому как я когда их начитаюсь, то у меня начинает кипеть кровь и мне надо срочно-пресрочно высказаться. Но так как я мало писать не умею, то мне приходится отказываться от написания комментариев и вместо этого писать собственные посты.

И как назло я в один день наскочила сразу на два поста, где мне много чего хотелось сказать. 

Начну с первого.

Я очень люблю блог miumau и всегда советую его людям в затруднительных ситуациях. И как-то на днях я умудрилась прочитать там вот это письмо:

Яна, здравствуйте. 

Я с коротким вопросом, может быть не к вам, а к психологам, которые вас читают. Дело в том, что недавно по приколу решила пройти опросник на разные психологические отклонения, аутичный спектр и так далее. Друзья подбили, проходили все вместе, у всех все нормально, а у меня показывает высокие баллы по синдрому Аспергера и аутизму. 

Посмеялись и ладно, но чем больше я об этом читаю, тем больше убеждаюсь, что картина один в один соответствует тому, какой я была в детстве. Это моя мнительность или действительно может быть так? В детстве были огромные проблемы в общении со сверстниками, да и сейчас у меня мало друзей и я не очень хорошо понимаю людей, хотя общаться могу на любые темы. Раньше об этом не задумывалась, но возможно в этом ключ к пониманию некоторых моих проблем.

Реально диагностировать его во взрослом возрасте? Если да, то как? 


***
Комментаторы поста разделились на три группы. 

Одни советовали махнуть рукой и забыть и "вообще не надо читать медицинские энциклопедии" так как там много чего можно у себя найти и не всё будет правдой. И интернет-диагностика вообще смешна и недостойна наших мыслей.

Вторые же задались вопросом зачем вообще этой девушке нужен диагноз во взрослом состоянии. Он только приведёт к стигматизации и её жизнь от этого лучше не станет.

Третья группа сразу же выразила свои сомнения по поводу наличия специалистов для работы со взрослыми аутятами и возможности "излечения". 

Я уже много писала и о специфичных трудностях аутят, и о своих знакомых с диагнозами, которых я знаю несколько лет. Но то, что на данный момент не прозвучало достаточно чётко, это что мой профессиональный титул - консультант по реабилитации (rehabiliteringskonsult). И с этой группой людей я работаю ежедневно в течении нескольких лет.

Я даже сама в шутку проходила этот онлайн тест на наличие синдрома Аспергера. Причём я делала это параллельно с моей родственницей и счёт оказался 17/51. По-моему из 60 возможных баллов. Но та родственница уже заранее знала, что у неё какие-то другие "фабричные настройки". Что вобщем-то и подтвердилось простеньким тестом. 

Именно исходя из этого у меня много чего было бы сказать автору письма. 

Я всё-таки посоветовала бы ей собрать в кучку свои трудности, начиная с детства, и сходить к психологу на предмет подтверждения наличия аутизма и/или сидрома Аспергера.

Дело это, конечно, муторное, так как на это может уйти год-полтора. Его так слёту не поставят. Психолог, врач, и возможно другие специалисты, будут задавать много вопросов родственникам, партнёрам и самому кандидату в аутисты. Потом ещё проведут психологические тесты и вообще прокрутят и провертят только так. 

Взрослые люди, прошедшие эти испытания и с которыми я общалась на эту тему, все до единого отвечали, что они получили огромное облегчение, получив диагноз, и что они много чего узнали о себе любимых. У них появилась также ясность и объяснение их трудностей в течении всей жизни. А это были люди в возрасте 18-50 лет.

В большинстве случаев, когда у нас самих или у нашего окружения нет понимания о возможных отклонениях, то всё сводится к "плохому характеру", "лени", "идиотизму" или ещё к чему ни то подобному. Наши любимые родственники/преподаватели/коллеги думают, что ребёнок/подросток/взрослый просто не хочет меняться и делать так, как "положено". А с диагнозом выяснится, что у него просто-напросто нет нужных ресурсов и воспитание тут не поможет.

Это был первый пункт к вопросу "зачем обследоваться?". 

Вторым пунктом будет получение всевозможной помощи.

Я согласна с тем, что "фабричные настройки" изменить или вылечить невозможно. Они такие какие есть и значит с этим надо научиться жить. 

Практически все мы, интуитивно или сознательно, находим стратегии, облегчающие нашу жизнь. То же самое происходит и с аутятами. Как-то, где-то, с чьей-то помощью или набив шишек, они находят какую-то часть необходимых стратегий, но далеко не всё, что им нужно.

Нарушения сна и концентрации, неспособность развивать долгосрочные отношения, отсутствие "секретаря" в голове, сложности с учёбой, склонность к депрессии и паническим атакам, необязательность и пр, всё это остаётся на всю оставшуюся жизнь и с этим надо как-то жить.

Не знаю как где, а в Швеции при наличии подтверждённого диагноза есть масса возможностей получить помощь.

Я уже писала о специальных утяжелённых одеялках под которыми им спится очень сладко. Есть помощь психолога и трудотерапевта для решения всяческих проблем, например, с планированием. В учебных заведениях людям предоставляют поддержку, чтобы они не бросали учёбу и выдают аудиокниги, если выяснится, что они лучше воспринимают учебный материал в этой форме.

Биржа труда тоже оказывает совсем другую поддержку с нахождением работы или практики по сравнению с другими категориями населения.

НО! Для получения всех этих благ нужен...татаааам... - диагноз подписанный психологом. 

Поэтому, на мой взгляд, если у людей есть какие-то, чаще всего очень даже обоснованные подозрения на наличие аутичного спектра, то надо сходить и ето всё выяснить. 

Ведь может также оказаться, что аутизьмы нет, а есть что-то другое, тоже требующее внимания и заботы. 

А что бы вы ответили автору письма?

Inga kommentarer:

Skicka en kommentar

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...